Поколение Z задает платежные тренды

Платежные сервисы – вещь сегодня довольно обыденная. Найти совершеннолетнего и не очень возрастного гражданина, который бы не знал, что такое QIWI, PayPal или «Яндекс.Деньги» уже сложно. А бизнес-модели любого более-менее известного платежного сервиса разобраны заинтересованными лицами «по косточкам». 

Поколение Z задает платежные тренды

Часто стала обсуждаться тема платежных сервисов для банков. Последние два слова – «для банков» – намекают на то, что все вышесказанное касалось не сервисов, а именно банкиров. А зачем кредитно-финансовым организациям свои собственные платежные сервисы? И не только тем из них, кому что-то уже досталось от «Яндекса» или создано в силу статуса «самого инновационного банка», а именно всем?

Количество филиалов банков сокращается с пугающей скоростью и чемпионами мира по этому показателю выступают скандинавские страны. К 2025 году, по прогнозам Citibank, количество банковских филиалов уменьшится ровно вдвое. Американцы ставят для себя планку в минус 33%. Один из крупнейших европейский банков – Deutsche Bank – пишет в своем пресс-релизе, что сократит 188 филиалов (3 тыс. рабочих мест) в Германии и уменьшит количество офисов с 723 до 535. И произойдет это не столько из-за некоторой нестабильности финансового сектора ЕС, сколько из-за диджитализации банковской сферы по всему миру.

Но и что тут нового? В России есть банки, у которых вообще нет филиалов для работы с физическими лицами. А те, у кого они есть, трансформируют их в офисы самообслуживания благодаря терминалам и банкоматам с функциями cash-in и recycling. Некоторые и роботов в залы завезли. Так зачем им еще все эти электронные кошельки и прочий FinTech?

Все дело в экономике транзакционного бизнеса и скорости, с которой поколения X, Y и Z меняют мир. Трудно сказать, что здесь первично, что вторично: эти явления надо рассматривать исключительно вместе.

Поколение Y уже не задает тренды, ему на смену приходит поколение Z. За этой короткой фразой стоят годы создания гигантской инфраструктуры Сбербанка, которую теперь надо либо менять, либо немедленно начать перестраивать. Поколение X, которое сделало PayPal доминирующей платежной системой в США, поколение Y, выбравшее AliPay в Китае, уступает свое место людям, родившимся после 2001 года.

По словам основателя платежного сервиса PayQR Глеба Маркова, «Банки в России тоже будут развивать свои платежные сервисы. Хоть они и открещиваются от этого сейчас и говорят, что платежи через интернет — не их бизнес. Кому нужно приложение Сбербанка или Альфа-банка просто так, если оно не предустановленное в смартфоне? А если через него можно удобно оплатить покупку в интернет-магазине или даже купить кофе в офлайновой точке через NFC — тогда имеет смысл его установить».

Эксперт считает, что символ поколения Y — AliPay — не просто платежный сервис. В этом приложении люди заказывают такси, еду и даже знакомятся друг с другом. На большинстве смартфонов в Китае приложение AliPay предустановлено, если нет, то оно входит в топ-3 приложений, которые пользователи ставят сразу после покупки телефона. Такая схема реализации платежного сервиса позволяет зарабатывать на программах лояльности, на приведении новых клиентов в интернет-магазины, кафе и рестораны, службы доставки, розничные торговые точки. Alipay не только повышает в разы свою маржинальность дополнительными сервисами, но и выходит за пределы он-лайна, в отличие от PayPal и Stripe.

Встает вопрос, а зачем AliPay такой сложный механизм монетизации? А вот тут-то пора вспомнить про экономику.

«Маржинальность транзакционного бизнеса микроскопическая — для того, чтобы иметь прибыльный бизнес, зарабатывая только на комиссии с платежей в интернете, нужно иметь оборот порядка 5 млрд рублей в месяц. Ни один платежный сервис (может быть, кроме «Яндекс.Касса» и Qiwi) не в состоянии такой оборот сгенерировать, просто потому, что все их клиенты — мелочь», пишет Глеб Марков.

В США платежные сервисы хорошо зарабатывают на комиссии — все благодаря огромным оборотам безналичных платежей в интернет-магазинах. Доля оплат при получении — 0%: все делают предоплату на сайте, если что-то пойдет не так, деньги потом вернут. В России совершенно другая ментальность: у нас 80% покупок оплачивают при получении. И это вряд ли скоро изменится, поэтому рассчитывать на рост оборотов онлайн-платежей я бы не стал. Про AliPay все сказано выше.

Вы знаете, какой второй по размеру поисковик на американском рынке? Amazon! И он набирает долю рынка. Люди не идут больше в Google делать запросы. Почему? Потому что люди покупают в интернете. Они больше не заходят в интернет, чтобы узнать новости – они открывают интернет или смартфон, чтобы что-то купить. И это суперважный тренд для всех вас, нас – корпораций, маленьких стартапов и инвесторов.

Поколение Z и экономисты добьют платежные сервисы. «Если миллениалы предпочитают текст, то поколение Z – изображения и видео. Те все еще работают с офлайновыми данными, а эти – с Periscope. Для них не бывает много контента. Для них контент – это постоянный live chat», считают в Сбербанке.

Эти люди хотят, а технологии позволяют им уже сейчас работать с приложениями по-другому, не так, как принято сегодня пользоваться приложениями в смартфоне. То есть контент в виде компоненты появляется в нужное время в нужном месте.

«Это означает, что все ваши мобильные банки уйдут в прошлое. Не будет больше мобильного банка, как приложения. Не будет Facebook, как приложения. Потому что ваша компонента может быть вызвана любым приложением в удобное пользователю время. Если вы совершаете покупку в интернете или с мобильного телефона, то вы и не будете знать, каким приложением в данный момент времени вы пользуетесь. И это как раз то, что отвечает требованиям поколения Z», утверждает управляющий директор SBT Venture Fund I Виктор Орловский.

Таким образом, с одной стороны на платежные сервисы давит их убыточность, а с другой – банкиры столкнулись с новыми технологиями и поколением Z, которые сообща со временем добьют мобильный банкинг.

Что на выходе? Точно никто не может сказать. Но это что-то должно иметь огромную активную клиентскую базу, чтобы быть прибыльным. Оно должно иметь внутри себя программу лояльности, чтобы удержать этих клиентов. Оно должно поддерживать множество интерфейсов, чтобы быть действительно виртуальным компонентом любого другого приложения.

И, наконец, как настоятельно советовали банкирам и представителям FinTech Вадим Калухов и Артем Сычев из ЦБ РФ, вся платежная IT инфраструктура должна соответствовать стандартам безопасности Банка России и PCI DSS. Блокчейн тут не является исключением. И появляется гипотеза о том, что именно банки станут со временем крупнейшими платежными сервисами.

В пользу этого говорит такой факт, как взятый наиболее инновационными банкирами курс на строительство маркетплейсов – источника огромной аудитории. При всех их плюсах и минусах, они действительно могут генерировать колоссальный поток транзакций, а также гарантировать доставку товаров или возврат денег, один из козырей, например, PayPal.


Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

29 − 28 =